|
|
|
|
Отец и сын Черепановы (1774—1842, 1803—1849)
ЧЕРЕПАНОВЫ, российские изобретатели,
крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774-1842) и сын
Мирон Ефимович (1803-49). Построили первый в России паровоз (1833-34) и
железную дорогу длиной 3,5 км.
ЧЕРЕПАНОВЫ Ефим Алексеевич [1774, Выйский завод, Урал — 15 (27) июня 1842, Нижний Тагил] и Мирон Ефимович [1803, Выйский завод — 5 (17) октября 1849, Нижний Тагил], российские механики-изобретатели, отец и сын, создатели первого русского паровоза. Начало работы на Выйском заводе Черепановы происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу Демидовых на Урале. Ефим с детства любил столярное и слесарное дело; подобные мастера ценились в заводском поселке. Совсем молодым человеком он был принят на Выйский завод в качестве «мехового» мастера (так называли мастера по воздуходувным устройствам, которые тогда играли важную роль в металлургии). Демидовы скоро обратили внимание на незаурядные способности Ефима и стали привлекать его к работе связанной с организацией горнометаллургической промышленности. Женитьба, рождение сына В 1801 Ефим женился, через два года у него родился сын Мирон. В 1807 Черепанов-старший был переведен на должность «плотинного» — ответственного за устройство и исправность гидротехнических сооружений и водяных двигателей — сначала на Выйском, а затем и на всех девяти Нижнетагильских заводах. Мирон с ранних лет пристрастился к «механическому искусству» и помогал отцу. В 1813 он в возрасте 12 лет «по причине высокой грамотности» был принят в контору Выйского завода. Крепостная зависимость Несмотря на большие заслуги, Черепановы долгое время оставались крепостными Демидовых. За изобретательскую деятельность Ефим получил вольную лишь в 1833 в возрасте 59 лет, а Мирон был освобожден в 1836. Перед освобождением с них было взято обязательство «на службу господам доверителям», то есть Демидовым. Потребность в паровых двигателях. Создание
«механического заведения»
В начале 19 в. развитие производства на Урале стало тормозиться
недостаточностью энергетической базы. Возникла потребность в паровых
двигателях. На отдельных рудниках появились паровые машины, но Демидовы
по-прежнему делали ставку на дешевую рабочую силу крепостных, конную
тягу и водяные двигатели. В обстановке недоверия и недоброжелательства
Ефим Черепанов в 1820 построил свою первую опытную паровую машину.
Постройка паровой машины стала возможной после создания Е. Черепановым
в конце 1810-х гг. при Выйском заводе «механического заведения», где
под руководством Ефима работали кузнецы, слесари и плотники. Со
временем оно превратилось в «Выйскую машиностроительную фабрику».
|
|
|
|
|